20.07.2018

Правительство наконец-то определилось с кандидатом на руку и акции «Трансконтейнера»

Им может стать состоятельное российское юридическое лицо с серьезными намерениями, без вредных привычек и долгов.

Правительство определилось с рекомендациями по квалификационным требованиям к потенциальным покупателям контрольного пакета «Трансконтейнера» и некоторым условиям будущей сделки, пишет «Коммерсантъ».

В распоряжении издания оказалось письмо главы Минэкономики Максима Орешкина первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Два ведомства – Минэкономики и Минтранс – пришли к выводу, что покупателем может стать «стратегический инвестор с наличием соответствующих компетенций либо консорциумы с участием таких инвесторов».

Квалификационных требований к участникам конкурса не так уж и много, и они достаточно просты. Это должно быть российское юрлицо, не входящее в группу ОАО «РЖД», работающее без убытков на протяжении последних двух финансовых лет, а также не имеющее задолженностей перед бюджетной системой РФ и внебюджетными фондами. Ну и конечно, данное юрлицо не может быть в процессе ликвидации или банкротства.

В дополнение к квалификационным требованиям, министерства предлагают установить поведенческие условия для «Трансконтейнера», которые компания будет обязана соблюдать после заключения сделки.

Список требований таков: «обеспечение равного доступа независимых игроков на открытые терминалы «Трансконтейнера», установление прозрачности образования ставок аренды на платформы и порожнее оборудование компании, установление недопустимости приоритетного порядка в обслуживании грузопотоков на терминалах «Трансконтейнера» и закрепление недопустимости приоритетности составления контейнерных поездов на терминалах или железнодорожных станциях». В Федеральной антимонопольной службе дополнять список не стали.

Кроме того, между инвестором, правительством и РЖД предлагается заключить долгосрочное трехстороннее соглашение. Предполагаемый срок – от 7 до 10 лет. В документе будет прописана формула или процент индексации тарифов на контейнерные перевозки, а также гарантии по отсутствию дискриминации со стороны РЖД при доступе к его инфраструктуре. Соглашение будет регулировать обязательства инвестора по развитию контейнерных перевозок и капитальным вложениям в активы «Трансконтейнера», а также ответственность за их исполнение.

Что думают по поводу квалификационных требований и поведенческих условий потенциальные инвесторы, которые ранее изъявляли желание приобрести долю в «Трансконтейнере», «Ъ» выяснить не удалось. Однако Денис Ворчик из «Уралсиба» считает, что переговорный процесс затянется из-за сложного сплетения интересов инвесторов и ОАО «РЖД». Напомним, что основными претендентами на покупку являются ГК «Сумма», Global Ports, ГК «Дело», Российский фонд прямых инвестиций с потенциальным иностранным инвестором и UCL Holding в партнерстве с Mediterranean Shipping Company.

При этом председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов заявлял, что готов купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере». ОАО «РЖД» вырученные от сделки средства планирует направить на создание аналогичного оператора.

Он будет независимым юридическим лицом с собственными контейнерами и вагонами. Какой объем инвестиций для этого потребуется, пока неизвестно.